В рамках проекта, поддержанного АБР, отремонтирован важный транспортный коридор в Таджикистане, не имеющем выхода к морю, что улучшило доступ к услугам и отдаленным рынкам.

Успех проекта АБР по улучшению автомобильной дороги, связывающей столицу Таджикистана Душанбе с границей Кыргызской Республики, можно измерить отремонтированными километрами, возросшим потоком движения, уровнем финансовой и экономической рентабельности. Но для 45-летней Рупии Каримовой польза выходит за пределы простых показателей. Проект изменил ее жизнь.

“Новая дорога не только сократила время в пути; мои родственники теперь могут приезжать в районную больницу в центре Рашта, когда им это нужно”

говорит Рупия Каримова, жительница центра Рашта

Несколько лет назад у Рупии не было работы, и ей было сложно содержать себя и троих детей. На поездку из центра Рашта до столицы Душанбе за продуктами или в больницу уходило 10 часов в одну сторону по пыльной разбитой дороге.

2 года спустя, когда отремонтированная дорога облегчила доступ к товарам и покупателям, Рупия решила открыть магазин по продаже тканей на базаре в центре Рашта. Ее дело оказалось успешным. Она ездит в Душанбе на такси каждые две недели за товаром для магазина и успевает съездить туда и обратно за 1 день. «Новая дорога не только сократила время в пути; мои родственники теперь могут приезжать в районную больницу в центре Рашта, когда им это нужно», - говорит Рупия.

Ремонт и содержание дороги

Рупия – одна из большого количества людей в Таджикистане, для которых поездки стали быстрее, безопаснее и легче, благодаря проекту АБР по реабилитации дороги Душанбе – граница с Кыргызстаном. Два участника этой дороги общей протяженностью 89 километров и 60 километров сельских дорог были отремонтированы в период с 2005 по 2013 год на сумму 60 миллионов долларов США, из которых 51,7 миллионов долларов США были профинансированы АБР. Работы включали укрепление основания дорог, асфальтирование, улучшение дренажей и мостов и укрепление подпорных стен.

Этот проект является частью государственной программы по улучшению транспортной сети в Таджикистане, не имеющем выхода к морю. АБР вовлечен в проект с самого начала. В конце 2003 года АБР одобрил первую помощь на восстановление дороги Душанбе – граница с Кыргызстаном и с того времени предоставил свыше 118 миллионов долларов США в виде кредитов и грантов на улучшение этой дороги.

Частный сектор играет важную роль в поддержании пользы от отремонтированных дорог. Таджикистан – это первая страна в Центральной Азии, которая заключила контракт с частными компаниями на содержание дорог. АБР профинансировал подготовительные работы по отбору компаний, а правительство предоставило 4 миллиона долларов США на контракты по содержанию дорог на основе качества исполнения.

Открытие деловых возможностей

Улучшения дорог в рамках проекта позволили около 260 тысячам жителей Раштской долины получить доступ к отдаленным рынкам, развить бизнес и сельское хозяйство.

Это помогло росту торговли в регионе, способствовало экономическому росту в Раштской долине и создало устойчивую региональную и национальную дорожную сеть, говорится в отчете программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) за 2014 год «ЦАРЭС в Таджикистане, создавая глобальное будущее». «С ростом потока машин на отремонтированной дороге создаются новые точки торговли и услуг; местные жители находят работу на заправочных станциях, кафе и мастерских».

До ремонта дороги Душанбе - граница с Кыргызстаном протяженностью 340 километров, водителям приходилось ехать по разбитой усыпанной камнями поверхности. В 2007 году поездка занимала 13 часов. После асфальтирования среднее время поездки сократилось до 8 часов к 2012 году. Поток машин вырос почти в три раза с 777 машин в день в 2005 году до 2071 машины в 2013 году.

Реабилитация сельских дорог облегчила доступ фермеров к рынкам, в частности в Раште и Нурабаде. Увеличилось производство овощей, фруктов и домашнего скота. Некоторые сельские жители отметили рост доходов на 30%.

Несмотря на возросший поток машин и скорость, безопасность на дорогах улучшилась. «Количество аварий сократилось почти на 80% с 2006 года», - сказал Мухтор Негматов, бывший директор проектной команды в Министерстве транспорта.

Экономические коридоры в Центральной Азии

Дорога Душанбе – граница с Кыргызстаном является частью торгового пути, связывающего Таджикистан с Афганистаном, Кыргызской Республикой, Китайской Народной Республикой и остальной Центральной Азией и Южной Азией. Этот путь является одним из шести приоритетных коридоров Стратегии ЦАРЭС по развитию транспорта и торговли, принятой в 2013 году. Эта стратегия направлена на создание эффективных экономических коридоров к 2020 году, что принесет пользу всему региону. .

Это очень важно для будущего страны, по словам Министра транспорта Таджикистана Хайрулло Асозода. «Проекты АБР помогают нам реабилитировать основные региональные магистрали и сельские дороги, что способствует экономическому и социальному развитию страны, а также развитию регионального сотрудничества и торговли».

Данная статья была опубликована в книге «Вместе мы добиваемся результатов», где рассказывается об успешных проектах АБР в Азии и Тихоокеанском регионе, продемонстрировавших хорошие результаты развития, использование передового опыта и инноваций.

SHARE THIS PAGE

Upgraded Tajikistan Road Improves Access to Markets | Asian Development Bank

Upgraded Tajikistan Road Improves Access to Markets

Project Result / Case Study | 22 June 2015

An ADB-supported project has upgraded a key transport corridor in landlocked Tajikistan, giving businesses and residents better access to services and distant markets.

The success of ADB’s project to upgrade the road between Tajikistan’s capital of Dushanbe and its border with the Kyrgyz Republic can be quantified by kilometers upgraded, traffic flows increased, and financial and economic rates of return. But for 45-year-old Rupiya Karimova, the benefits transcend mere metrics. The project has changed her life.

“Not only does the new road cut travel time, it makes it easier for my family to visit the district hospital in Rasht Center when they need to.”

Rupiya Karimova, a resident of Rasht Center

Several years ago, Rupiya was jobless and struggling to support herself and her three children. When she traveled from her home in Rasht Center to the capital Dushanbe for supplies or health care, it could take her 10 hours one way on a dusty, bumpy track.

Then, 2 years ago, with the upgraded road promising easier access to customers and supplies, Rupiya decided to open a fabric store in Rasht Center’s market. The venture was a success. She travels to Dushanbe in a taxi every 2 weeks to buy goods for her store and is able to make the round trip in a day. “Not only does the new road cut travel time, it makes it easier for my family to visit the district hospital in Rasht Center when they need to,” says Rupiya.

Road rehabilitation and maintenance

Rupiya is one of a growing number of individuals and entrepreneurs in Tajikistan who find traveling faster, safer, and easier thanks to the ADB-supported Dushanbe-Kyrgyz Border Road Rehabilitation Project (Phase II). Two sections of the border road totaling 89 kilometers in length and another 60 kilometers of rural roads were upgraded during 2005-2013 at a cost of $60 million, $51.7 million of which was financed by ADB. Work included strengthening road foundations, resurfacing, improving drainage systems and bridges, and shoring up retaining walls.

The project was part of a larger government initiative to improve road transport in landlocked Tajikistan. ADB has been involved from the start. It first approved assistance for repairs to the Dushanbe-Kyrgyz border road in late 2003, and since then has provided more than $118 million in loans and grants to improve it.

The private sector plays an important role in ensuring the benefits from the upgraded roads will last. Tajikistan is the first Central Asian country to begin contracting public road maintenance out to private companies. ADB financed the preparatory works related to the company selection process, while the government provided $4 million for performance-based maintenance contracts.

Opening more business opportunities

The project’s road improvements have enabled about 260,000 residents in the Rasht Valley to access distant markets, and given a boost to businesses and agriculture.

It helped increase trade in the region, as well as economic growth in the Rasht Valley and Dushanbe, and created a sustainable regional and national road network, says a 2014 Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) Program report, CAREC in Tajikistan, Building a Global Future. “New businesses are opening as traffic increases on completed sections of the road, and locals are finding jobs in gas stations, cafés, and repair shops.”

Before the upgrade, drivers on the 340-kilometer road between Dushanbe and the Kyrgyz border had to traverse unsealed, rock-strewn surfaces. The journey took 13 hours as recently as 2007. With smoother driving on the upgraded asphalt, average travel time was reduced to 8 hours by 2012. Traffic has increased, nearly tripling to 2,071 in 2013 from 777 vehicles a day in 2005.

The upgrade of rural roads has made it easier for farmers to get to markets, particularly in the Rasht and Nurobod districts. Production of vegetables, fruits, and livestock is up, and some villagers have reported a 30% rise in income.

Despite increased traffic and higher speeds, safety on the road has improved. “The number of accidents decreased by almost 80% since 2006,” says Muhtor Negmatov, a former director of the project team in the Ministry of Transport.

Central Asia economic corridor

The Dushanbe-Kyrgyz border road, part of a trade route that links Tajikistan to Afghanistan and the Kyrgyz Republic and beyond to the People’s Republic of China, the rest of Central Asia, and South Asia, is one of the six priority corridors identified for development under the CAREC transport and trade facilitation strategy adopted in 2013. The strategy aims to establish efficient economic corridors that will benefit the entire region by 2020.

This is critically important to the country’s future, says Tajikistan’s Minister of Transport Hayrullo Asozoda. “The ADB-funded projects help us in rehabilitating major regional highways and rural roads, promoting social and economic development of the country, as well as regional cooperation and trade.”

This article was originally published in Together We Deliver, a publication highlighting successful ADB projects across Asia and the Pacific that demonstrated development impacts, best practice, and innovation.