fbpx Работа АБР в Казахстане | Asian Development Bank

Казахстан и АБР

Деятельность АБР в Казахстане направлена на содействие в уменьшении зависимости страны от экспорта сырьевых товаров, сокращении неравенства и решении вопросов, связанных с изменением климата.

Работа АБР в Казахстане

Членство в АБР

Присоединился в 1994

Доля и право голоса

Количество акций:
85 608 (0,805% от общего количества акций)

Количество голосов:
124 722 (0,938% от общего числа членов, 1,440% от общего числа региональных членов)

Общая подписка на капитал:
$1,18 млрд

Оплаченная подписка на капитал:
$59,21 млн

Казахстан стал членом АБР в 1994 году, вскоре после обретения независимости.

В течение последних 26 лет АБР помогал Казахстану в финансировании, технической помощи и поддержке знаний в рамках своих суверенных операций. Приоритетными областями инвестиций были бюджетная поддержка, транспортный сектор, финансовый сектор, сельское хозяйство и возобновляемые источники энергии.

Байтерек, Нур-Султан, Казахстан

Текущая деятельность АБР в Казахстане реализуется в рамках Страновой стратегии партнерства на 2017–2021 годы, которая включает три составляющие: диверсификация экономики, инклюзивное развитие и устойчивый рост. АБР также поддерживает активное участие Казахстана в Программе Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

С 1994 года АБР выделил $5 153,63 млн в виде займов и $48,81 млн в качестве технической помощи, включая софинансирование АБР для Казахстана.

Совокупные кредитные выплаты Казахстану составляют $4,42 млрд. Они финансировались за счет регулярных и льготных обычных капитальных ресурсов.


Проекты и программы, поддерживаемые АБР

После мирового финансового кризиса 2007–2008 годов правительство Казахстана запросило доступ к льготным ресурсам для поддержания своих программ. В ответ АБР предоставил контрциклическую поддержку в размере $500 миллионов. В 2015 году банк предоставил еще один контрциклический заем в размере $1 млрд в качестве поддержки ответных мер на внезапное снижение цен на нефть и другие сырьевые товары, а также смягчения экономического спада, который затронул основных торговых партнеров Казахстана. Данные кредиты помогли модернизировать инфраструктуру, способствовать созданию рабочих мест, улучшить предоставление социальных услуг, поддержать домохозяйства с низким уровнем дохода и способствовать развитию частного сектора.

АБР помог Казахстану интегрироваться в глобальные транспортные сети и улучшить свой транзитный потенциал. При поддержке банка Казахстан проложил более 600 километров (км) автодорог вдоль транспортного коридора между Европой и Китайской Народной Республикой. АБР содействовал реконструкции 400 км дороги Актау – Бейнеу в Мангистауской области и 299 км дороги от Актобе до п. Макат, между тем в первые месяцы 2020 года продолжались работы на 70 км участке дороги Жетыбай – Жанаозен. В 2019 году АБР одобрил заем на реконструкцию 156 км автодороги между Актобе и Кандыагашем.

Этот участок дороги между Актау и Бейнеу проходит через впадину Карагие, которая находится на 132 метра ниже уровня моря.

Для привлечения инвестиций и создания рабочих мест АБР поддерживает рост микро-, малых и средних предприятий путем улучшения доступа к финансированию, особенно для предприятий, расположенных за пределами крупных городов и/или управляемых женщинами-предпринимателями. Пилотная программа технической помощи и аналитической поддержки предоставляется правительству Костанайской области для содействия развитию местного предпринимательства. В 2019 году АБР также одобрил инновационный проект по предоставлению более 3000 женщинам доступ к жилью, в особенности в сельской местности.

На протяжении многих лет АБР поддерживал сельское хозяйство в Казахстане путем улучшения ирригационных сетей. В 2019 году банк утвердил заем для реабилитации ирригационных сетей общей площадью 171 000 га в четырех регионах. Ожидается, что этот проект повысит производительность сельского хозяйства и поможет в диверсификации производства от традиционных низкоурожайных культур.

В целях развития возобновляемых источников энергии и оказания помощи в борьбе с изменением климата, АБР предоставил Казахстану техническую помощь для внедрения новой системы аукционов по продаже углерода, подключения электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, к национальной сети и разработки низкоуглеродной стратегии города Нур-Султан.

Ветряные мельницы вдоль дороги Алматы-Бишкек

В 2013 году АБР и правительство разработали Программу обмена знаниями и опытом (ПОЗО) для поддержки знаний, которая включает технические отчеты, консультативные услуги по вопросам политики и программы по наращиванию потенциала. На сегодняшний день в рамках ПОЗО предоставлены экспертные мнения в таких областях, как государственный аудит, бюджетирование, государственное управление, сельское хозяйство, устойчивое развитие и предпринимательство.

Несуверенные операции

В качестве катализатора частных инвестиций АБР оказывает финансовое содействие несуверенным проектам и финансовым посредникам. Общая сумма обязательств из собственных средств АБР (в виде участия в капитале и прямых займов) в 2019 году составила $3 млрд для 38 операций в экономической и социальной инфраструктуре, финансовом секторе и агробизнесе. АБР также активно мобилизует софинансирование из коммерческих и льготных источников. В 2019 году АБР привлек $3,28 млрд долгосрочного софинансирования и $3,69 млрд софинансирования в рамках программ финансирования торговли, микрофинансирования и цепочек поставок. Общая сумма непогашенных остатков и обязательств по несуверенным операциям, финансируемым за счет собственных ресурсов АБР, по состоянию на 31 декабря 2019 года составила $13,78 млрд.

Агробизнес имеет огромный потенциал для развития Азиатско-Тихоокеанского региона. АБР работает с партнерами из частного сектора над тем, чтобы агробизнес оказал трансформационное воздействие в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Финансовое партнерство

Финансовые партнерства позволяют партнерам по развитию АБР, правительствам или их учреждениям, многосторонним финансовым институтам и коммерческим организациям участвовать в финансировании проектов АБР. Дополнительные средства предоставляются в виде займов и грантов, технической помощи и другого несуверенного софинансирования, такого как займы категории Б, механизмы передачи рисков, параллельные займы и капитал, гарантийное софинансирование и софинансирование для операций в рамках Программы финансирования торговли АБР и Программы финансирования цепочек поставок.

АБР начал операции по софинансированию в Казахстане в 1999 году. С тех пор суверенные обязательства по софинансированию для Казахстана составили $3,83 млрд по пяти инвестиционным проектам и $4,15 млн по шести проектам технической помощи. Несуверенное софинансирование для Казахстана составило $134,02 млн по трем инвестиционным проектам.

Софинансированные проекты, 1 января 2014 - 31 декабря 2018

Операционные вызовы

Для сокращения неравенства между крупными городами Казахстана и остальной частью страны необходимы крупные инвестиции в инфраструктуру и инновационные методы финансирования. АБР работает с правительством и другими партнерами по развитию, чтобы помочь модернизировать казахстанскую инфраструктуру в сфере транспорта, энергетики, водоснабжения, городского развития и сельского хозяйства.

Чтобы помочь диверсифицировать экономику, АБР и правительство работают над расширением отрасли сельского хозяйства, стимулированием туризма, улучшением логистики, развитием частного предпринимательства, продвижением цифровизации и обеспечением должного государственного управления.

Правительство заявило о предпочтении несуверенного и субсуверенного финансирования международными финансовыми институтами в местной валюте. АБР реагирует с повышенной гибкостью в своих методах кредитования и предоставлении кредитов в тенге посредством выпуска облигаций в местной валюте.

Будущие направления

Будущие операции АБР помогут снизить зависимость Казахстана от экспорта сырьевых товаров, уменьшить неравенство и воздействие изменения климата.

АБР будет поддерживать правительство в привлечении прямых иностранных инвестиций и внедрении новых технологий, повышая экономическую конкурентоспособность страны и уровень экспертных знаний в области развития.

АБР поможет Казахстану лучше предоставлять государственные и социальные услуги, осуществлять структурные реформы (включая те, которые направлены на приватизацию государственных предприятий), продвигать партнерские отношения между государственным и частным секторами, улучшать координацию партнеров по развитию и далее стимулировать региональное сотрудничество и интеграцию через Программу ЦАРЭС.

Данная информация изначально была опубликована в документе АБР и Казахстан: информационная справка. Обновляемая ежегодно, данная Информационная справка содержит краткую информацию об операциях АБР в стране и контактные данные.

В центре внимания

Помощь в защите Центральной и Западной Азии от COVID-19

22 Окт 2020 | Видео

Помощь в защите Центральной и Западной Азии от COVID-19

АБР помогает защитить население своих развивающихся стран-членов в Центральной и Западной Азии, предоставляя жизненно важные материалы медицинского назначения и средства индивидуальной защиты, используя 12 миллионов долларов США в виде грантов.

ЦАРЭС: 20 лет совместной работы для устойчивого развития

21 Сен 2020 | Видео

ЦАРЭС: 20 лет совместной работы для устойчивого развития

В течение 20 лет Программа ЦАРЭС работала над достижением совместного устойчивого развития в Центральной Азии. Несмотря на пандемию COVID-19, 11 стран-членов ЦАРЭС и партнеры продолжают работать вместе, чтобы стимулировать рост в регионе.

Пять вещей, которые нужно знать: тенденции в эффективности автомобильной и железнодорожной торговли в Центральной Азии

14 Авг 2020 | Статья

Пять вещей, которые нужно знать: тенденции в эффективности автомобильной и железнодорожной торговли в Центральной Азии

Используя данные об отправках, собранные за последние 10 лет, новый отчет показывает изменения в скорости и стоимости перемещения товаров через границы и по шести приоритетным транспортным коридорам, пересекающим регион.

Улучшение системы управления медицинскими отходами в Казахстане в период COVID-19

31 Июл 2020 | Видео

Улучшение системы управления медицинскими отходами в Казахстане в период COVID-19

АБР и ПРООН работают вместе над минимизацией рисков неправильной утилизации медицинских отходов COVID-19.

fbpx ADB's Work in Kazakhstan | Asian Development Bank

Kazakhstan and ADB

ADB operations in Kazakhstan aim to help lessen the country’s dependence on commodity exports, reduce inequalities, and address vulnerabilities associated with climate change.

ADB's Work in Kazakhstan

ADB Membership

Joined 1994

Shareholding and Voting Power

Number of shares held:
85,608 (0.805% of total shares)

Votes:
124,722 (0.938% of total membership, 1.440% of total regional membership)

Overall capital subscription:
$1.18 billion

Paid-in capital subscription:
$59.21 million

Kazakhstan became a member of ADB in 1994, shortly after it achieved independence.

During the past 26 years, ADB has aided Kazakhstan with financing, technical assistance, and knowledge support as part of its sovereign operations. Priority areas of investment have been budget support, transport, the finance sector, agriculture, and renewable energy.

Bayterek Tower, Nur-Sultan, Kazakhstan

Current ADB operations in Kazakhstan are being implemented under the country partnership strategy, 2017–2021, which is structured around three pillars: economic diversification, inclusive development, and sustainable growth. ADB is also supporting Kazakhstan’s active participation in the Central Asia Regional Economic Cooperation (CAREC) Program.

Since 1994, ADB has committed $5,153.63 million in loans, and $48.81 million technical assistance projects, including ADB-administered cofinancing for Kazakhstan.

Cumulative loan disbursements to Kazakhstan amount to $4.42 billion. These were financed by regular and concessional ordinary capital resources.


ADB-Supported Projects and Programs

Following the global financial crisis of 2007–2008, the Government of Kazakhstan requested access to concessional resources to sustain its fiscal stimulus programs. ADB responded by providing a countercyclical support facility of $500 million. In 2015, the bank disbursed another countercyclical loan of $1 billion to help respond to a sudden decline in oil and other commodity prices and mitigate the economic slowdown that affected Kazakhstan’s major trading partners. These loans helped modernize infrastructure, foster job creation, improve the delivery of social services, support low-income households, and promote private sector development.

ADB has helped Kazakhstan integrate into global transport networks and improve its transit potential. With the bank’s support, Kazakhstan has completed more than 600 kilometers (km) of roadway along the transport corridor between Europe and the People’s Republic of China. ADB helped reconstruct 400 km of the Aktau–Beineu road in the Mangistau region and 299 km of road from Aktobe to Makat, while works on 70 km of the Zhetybay–Zhanaozen road were continuing in the early months of 2020. In 2019, ADB approved a loan for the reconstruction of 156 km of roadway between Aktobe and Kandyagash.

This road section between Aktau and Beineu passes through Karagiye Depression, which is 132 meters below sea level.

To drive investment and generate employment, ADB has been supporting the growth of micro, small, and medium-sized enterprises by improving access to finance, particularly for firms located outside major cities and/or operated by women entrepreneurs. A pilot technical assistance and analytical support program is being provided to the government of the Kostanay region to help develop local entrepreneurship. In 2019, ADB also committed an innovative project to give more than 3,000 women access to affordable housing, particularly in rural areas.

Through the years, ADB has supported agriculture in Kazakhstan by improving irrigation networks. In 2019, the bank approved a loan to help rehabilitate and improve irrigation networks totaling 171,000 hectares across four regions. This project is expected to improve agricultural productivity and diversify production away from traditional low-yielding crops.

To develop renewable energy sources and help combat climate change, ADB has been providing Kazakhstan with significant technical assistance to introduce a new carbon auctioning system, connect renewable power plants to the national grid, and develop a low-carbon growth strategy for Nur-Sultan city.

Windmills along the Almaty-Bishkek road

In 2013, ADB and the government forged the Knowledge and Experience Exchange Program (KEEP) to offer demand-driven knowledge support, including technical reports, policy advisory services, and capacity-building programs. KEEP has to date provided valuable expertise in areas such as public audit, accrual budgeting, governance, agriculture, sustainable development, and entrepreneurship.

Nonsovereign Operations

As a catalyst for private investments, ADB provides financial assistance to nonsovereign projects and financial intermediaries. Total commitments from ADB’s own funds (in equity and direct loans) in 2019 amounted to $3.00 billion for 38 transactions in economic and social infrastructure, the finance sector, and agribusiness. ADB also actively mobilizes cofinancing from commercial and concessional sources. In 2019, ADB mobilized $3.28 billion of long-term cofinancing and $3.69 billion of cofinancing in trade finance, microfinance, and supply chain finance programs. Total outstanding balances and commitments of nonsovereign transactions funded by ADB’s own resources stood at $13.78 billion as of 31 December 2019.

Agribusiness has a huge potential to contribute to the development of Asia and the Pacific. ADB is working with private sector partners to ensure that agribusiness will create transformational impact in Asia and the Pacific.

Financing Partnerships

Financing partnerships enable ADB’s development partners, governments or their agencies, multilateral financing institutions, and commercial organizations to participate in financing ADB projects. The additional funds are provided in the form of loans and grants, technical assistance, and other nonsovereign cofinancing such as B loans, risk transfer arrangements, parallel loans and equity, guarantee cofinancing, and cofinancing for transactions under ADB’s Trade Finance Program and Supply Chain Finance Program.

ADB began cofinancing operations in Kazakhstan in 1999. Since then, sovereign cofinancing commitments for Kazakhstan have amounted to $3.83 billion for five investment projects and $4.15 million for six technical assistance projects. Nonsovereign cofinancing for Kazakhstan has amounted to $134.02 million for three investment projects.

Projects Cofinanced, 1 January 2014–31 December 2018

Operational Challenges

Massive infrastructure investment and innovative financing modalities are needed to reduce inequalities between Kazakhstan’s large cities and the rest of the country. ADB is working with the government and other development partners to help modernize Kazakhstan’s infrastructure in transport, energy, water, urban development, and rural services.

To help diversify the economy, ADB and the government are working to expand agriculture, stimulate tourism, improve logistics, foster private enterprise, promote digitalization, and ensure good governance.

The government has stated its preference for nonsovereign and subsovereign financing by international financial institutions in the local currency. ADB is responding with enhanced flexibility in its lending modalities and the provision of tenge loans through the issuance of local currency bonds.

Future Directions

Future ADB operations will help lessen Kazakhstan’s dependence on commodity exports, reduce inequalities, and address vulnerabilities associated with climate change.

ADB will support the government in attracting foreign direct investment and embracing new technology by increasing the country’s economic competitiveness and levels of development expertise.

ADB will help Kazakhstan better deliver public and social services, implement structural reforms (including those aimed at privatizing state-owned enterprises), promote public–private partnerships, improve development partner coordination, and further encourage regional cooperation and integration through the CAREC Program.

This article was originally published in the ADB and Kazakhstan: Fact Sheet. Updated yearly, this ADB Fact Sheet provides concise information on ADB's operations in the country and contact information.

Latest on Kazakhstan

In Central Asia, a Soviet-era electricity network could power future energy sharing

08 Oct 2020 | Blog Entry

In Central Asia, a Soviet-era electricity network could power future energy sharing

With expanding regional cooperation and a readily available platform, the building blocks are in place for Central Asia to achieve energy security, resilience and economic competitiveness.

Countries in Central and West Asia must avoid a COVID-19 race to the bottom

05 Oct 2020 | Blog Entry

Countries in Central and West Asia must avoid a COVID-19 race to the bottom

Governments in Central and West Asia must commit to reforms and get them right, or face a downward spiral. The costs of the crisis are already obvious in rising deficits and debt. There is no room for complacency.

20 Years of CAREC: Working Together for Sustainable Development

21 Sep 2020 | Video

20 Years of CAREC: Working Together for Sustainable Development

For 20 years, the CAREC Program has been working to achieve shared, sustainable development in Central Asia. Despite the COVID-19 pandemic, CAREC’s 11 member countries and development partners work together to drive growth in the region.

Five Things to Know: Trends in Road and Railway Trade Efficiency in Central Asia

14 Aug 2020 | Article

Five Things to Know: Trends in Road and Railway Trade Efficiency in Central Asia

Using data from shipments collected over the past 10 years, a new report sheds light on changes in the speed and costs of moving goods across borders and along six priority transport corridors that crisscross the region.